Форум Стецівки

Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

1

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВОЙТКО



Исполнилось 60 лет со дня рождения и 40-летие научно-педагогической и общественной деятельности члена-корреспондента АПН СССР, доктора философских наук, профессора В.И. Войтко.

Виталий Иванович родился 26 июля 1927 г. в с. Стецовка, ныне Звенигородского района Черкасской области. После успешного окончания Уманского учительского и Одесского педагогического институтов он поступил в аспирантуру по кафедре философии Киевского педагогического института им. А.М. Горького. В 1953 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, а в 1966 г.— доктора философских наук. В докторской



184



диссертации была дана углубленная характеристика социальных последствий научно-технической революции; обоснован общесоциологический закон опережающего развития науки в отношении техники и производства; осмыслены закономерности функционирования антропотехнического комплекса: человек — ЭВМ — среда.

С 1959 по 1972 г. В.И. Войтко работал заведующим кафедрой философии Киевского политехнического института. В этот период он подготовил учебную литературу по философии для студентов технических вузов (Диалектический и исторический материализм, 1963; Диалектико-материалистическая философия, 1972). Его монографии «Марксистская социология как наука» (1968), «В.И. Ленин и проблемы научно-технической революции» (1969), «Социальные и психологические аспекты научно-технической революции» (1976) раскрывают фундаментальные социальные и психологические закономерности НТР.

С 1972 по 1983 г. В.И. Войтко работал директором Научно-исследовательского института психологии УССР. Он внес вклад в научную разработку актуальных проблем психологической науки. Им опубликован ряд оригинальных работ по психологии обучения и воспитания, внедрению психологических исследований в практику, организован ежегодный республиканский сборник «Психологiя». Под его редакцией подготовлены два издания «Психологiчного словника» (1978, 1982).

В.И. Войтко ведет большую научно-педагогическую работу. Им подготовлен 41 кандидат наук — специалисты в области философии и психологии. Некоторые его ученики стали докторами наук. Он является членом двух специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по психологии.

Член КПСС В.И. Войтко ведет большую общественную работу. С 1976 по 1983 г. был председателем Украинского отделения Общества психологов СССР, председателем Научно-методического совета по педагогике и психологии общества «Знание» УССР. С 1980 г.— член рабочей группы ЮНЕСКО «Природоохранное образование и воспитание». С 1985 г.— член научного совета «Методологические проблемы науки и техники» при президиуме АН УССР.

Трудовые заслуги В.И. Войтко отмечены орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями. Он удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета УССР.

В настоящее время научные интересы В.И. Войтко направлены на решение психолого-педагогических проблем непрерывного и активного образования взрослых, на осуществление принципа интеграции образования, науки и производства. Реализуемый им личностно-ролевой подход к организации учебного процесса взрослых учитывает психологические особенности обучающихся, их индивидуальные склонности и интересы, позволяет полнее реализовать задачи повышения квалификации учителей через ролевое профессиональное общение.

Виталий Иванович встречает свое 60-летие полный сил и творческих замыслов. Пожелаем ему крепкого здоровья, долгих лет плодотворной научно-педагогической деятельности, успехов в жизни.
15 квітня 2013 14:00 Видалити


Тема: Робота

Валерій Бурій:

ВОЙТКО ВІТАЛІЙ ІВАНОВИЧ

1 марта 1989 г. скончался член-корреспондент АПН СССР, доктор философских наук, профессор В. И. Войтко.

Виталий Иванович родился 26 июля 1927 г. в с. Стецовка — ныне Звенигородского района Черкасской области. После окончания Уманского учительского института и Одесского педагогического института он поступил в аспирантуру по кафедре философии Киевского педагогического института им. А. М. Горького. В 1953 г. защитил кандидатскую, а в 1966 г.— докторскую диссертации по философии.

С 1959 по 1972 гг. В. И. Войтко работал заведующим кафедрой философии Киевского политехнического института. В этот период он написал учебники по философии для студентов технических вузов «Диалектический и исторический материализм» (1963), «Диалектико-материалистическая философия» (1972), а также более десятка брошюр. В его монографиях «Марксистская социология как наука» (1968), «В. И. Ленин и проблемы научно-технической революции» (1969), «Социальные и психологические аспекты научно-технической революции» (1976) раскрываются фундаментальные социальные и психологические закономерности НТР.

В 1978 г. он был избран членом-корреспондентом АПН СССР. В последние годы В. И. Войтко работал профессором на кафедре общественных наук Центрального института усовершенствования учителей Министерства народного образования Украины. Им опубликован ряд оригинальных работ по психологии обучения и воспитания.

Дан психологический анализ педагогического процесса в школе, разработаны процедуры внедрения психологических исследований в практику.

В. И. Войтко постоянно вел большую научно-педагогическую работу. Под его руководством выполнено свыше 40 кандидатских работ в области философии и психологии.

Трудовые заслуги В. И. Войтко отмечены орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР.

В. И. Войтко вел большую общественную работу. С 1976 по 1983 гг. был председателем Украинского отделения Общества психологов АН СССР, председателем Научно методического совета по педагогике и психологии Общества «Знание» УССР с 1980 г.— членом рабочей группы ЮНЕСКО «Природоохранное образование и воспитание», с 1985 г.— членом научного совета «Методологические проблемы науки и техники» при президиуме АН УССР.

Научные интересы В. И. Войтко в последние годы были направлены на решение психолого-педагогических проблем непрерывного и активного образования взрослых, на реализацию принципа интеграции образования, науки и производства. Он обосновал личностно-ролевой подход к организации учебного процесса взрослых, позволяющий учитывать психологические особенности обучающихся, их индивидуальные склонности и интересы.

Память о Виталии Ивановиче Войтко навсегда останется в сердцах его учеников.

10 жовтня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
ЛИЧНОСТНО-РОЛЕВОЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



В. И. ВОЙТКО



Оптимизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, ПТУ, техникумах и вузах относится к числу стратегических задач социалистического общества и государства, рассчитанных на длительную перспективу [3].

На педагогический процесс, всю систему народного образования страны определяющее воздействие оказывает социалистический образ жизни, основные и существенные характеристики которого должны найти отражение в программах, учебных планах, учебниках и методических пособиях.

Сердцевина всей учебно-воспитательной работы — формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся.

В условиях социализма учебно-воспитательный процесс является научно управляемым. Сущность сознательного управления им состоит в точном соотнесении целей и средств учебно-воспитательной работы, применении таких методов обучения и воспитания, которые бы наиболее соответствовали всевозрастающим требованиям социального и научно-технического прогресса.

С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса в советской школе давно используется индивидуальный подход к учащимся, накоплен значительный опыт этой работы. Индивидуальный подход имеет свои объективные основания в индивидуальной форме бытия человека, реализации человеческого рода через отдельных индивидов. При этом следует, однако, иметь в виду, что индивидуальность человека дана ему природой лишь в виде анатомо-физиологических задатков. В своей же глубинной сущности индивидуальность формируется, отшлифовывается в социальной жизни человека, включающей и педагогический процесс, в которой он действует не просто как индивид, а как социальный индивид, иначе говоря — как личность. Как отмечал К. Маркс, «сущность особой личности» составляет ... не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...» [1; 242].

При индивидуальном подходе прежде всего учитывается психофизическая организация индивида и обусловленное ею отношение к другим индивидам, к окружающей природе. При личностном подходе на первом плане стоит личность, ее социальная организация, общность ее с другими личностями и отношение личности к социальной группе, к себе самой.

В ходе научного исследования неизбежно вычленяются системообразующие факторы изучаемого явления. При психологическом анализе человеческой деятельности такими системообразующими факторами, по нашему мнению, выступают «личность» и «роль». Их диалектическое соотнесение позволяет выйти на более высокий уровень познания и организации



70



основных видов человеческой деятельности, в частности учебно-воспитательного процесса. Этому уровню соответствует подход, который мы называем личностно-ролевым1. Разрабатывая его, мы руководствуемся марксистским положением, согласно которому нельзя исследовать личность, абстрагируясь от реальных отношений, в которые она вступает с другими личностями. В. И. Ленин указывал, что «социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения» [2; 424].

Система отношений, характеризующих функционирование личности в социальной группе, определяет ее социальную роль. Иначе, кроме как через выполнение тех или иных социальных ролей, личность не может проявить себя. Личностно-ролевой подход позволяет более полно и целостно учесть спектр потребностей, интересов, отношений индивида, живущего и действующего в определенной социальной группе.

Объективные основания рассматриваемого подхода мы видим в существовании групповой формы бытия человека, которая включает такие социально-психологические механизмы, как социальные роли, социальный контроль, лидерство, самоуправление в группе, коллективный (групповой) опыт, коллективная воля и др. При анализе функционирования личности в группе необходимо учитывать не только то, что и как личность делает, но и как ее деятельность соотносится с деятельностью других людей, как они ее воспринимают и оценивают, в каких направлениях развертываются сложные процессы социализации личности.

Осуществление личностно-ролевого подхода к учебно-воспитательному процессу необходимо предполагает, что учащийся должен быть не только объектом, но и субъектом этого процесса. Для этого нужно включить его в деятельность. Предпосылкой этого включения является возложение на учащегося (или добровольное принятие им самим) определенных социальных ролей, а затем «проигрывание» этих ролей в познании, труде, учебе, отдыхе и т. п.

Социальное качество как сущность личности порождается ее активной включенностью в ролевую структуру общества. Поэтому не индивидуальный и даже не личностный, а именно личностно-ролевой подход к обучению и воспитанию представляется нам наиболее адекватным для исследования учебно-воспитательного процесса и эффективного управления им.

Различие между индивидуальным и личностно-ролевым подходом определяется не только тем, что «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность» [6; 309], но и признанием особого значения активности субъекта в той системе общественных деятельностей, в которую он включен непосредственно, т. е. его социальной ролью.

В разработке индивидуального, личностного и личностно-ролевого подходов к учебно-воспитательному процессу мы видим конкретный пример движения познания от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более высоких порядков.

В лаборатории методологии психологических исследований НИИ психологии УССР личностно-ролевой подход к педагогическому процессу (в учебных группах школьников, учащихся ПТУ, студентов вузов) разрабатывается с 1974 г. Ниже описываются его основные принципы.



71



I. В настоящее время учащийся для педагога чаще всего выступает как объект приложения его обучающих и воспитывающих воздействий. Такой подход подрывает принцип их совместной работы, слабо ориентирован на развитие активности учащегося, выявление оптимума его личностных возможностей.

Общеизвестно, что положение и функции учащегося в педагогическом процессе противоречивы. С одной стороны, он объект обучения и воспитания. С другой, он должен быть активным участником и сотворцом, иначе говоря — субъектом учебно-воспитательного процесса. Ведь он вовлекается в учебно-воспитательную работу для того, чтобы стать подготовленным к взрослой жизни, трудовой и общественной, где он будет не пассивным созерцателем, а активным субъектом.

Учебно-воспитательный процесс есть совместная деятельность2 педагога и учащегося (воспитателя и воспитанника), в ходе которой каждый из них выполняет свойственную ему социальную роль. Если отсутствует включенность учащегося в рассматриваемый процесс, если не соблюдается принцип совместной деятельности воспитателя и воспитуемого, то трудно ожидать педагогического успеха.

Разумеется, организация такой совместной деятельности в ходе обучения, а тем более воспитания — дело чрезвычайно трудное, это своего рода педагогическое искусство. Поэтому в практике школы и вуза довольно часто наблюдается такое положение, когда педагог и учащийся лишь сосуществуют друг подле друга. Вместе с тем идея совместной деятельности педагога и учащегося проникает в практику учебных заведений (см., например, [7]).

Проведенная сотрудниками лаборатории методологии психологических исследований НИИ психологии УССР апробация личностно-ролевого принципа в киевских средних школах № 57, 145, в ряде школ Житомирской и Днепропетровской областей показала, что совместная работа учителя и учащегося открывает учащимся более широкий простор для развития их творческой индивидуальности. В ходе психолого-педагогических экспериментов старшеклассники успешно выполняли многие социальные роли: в учебной деятельности — помощник учителя на уроке, эрудит, рецензент, оценщик и др.; в воспитательном процессе — участник ученического самоуправления, староста ученического кружка, капитан спортивной команды, ответственный за формирование общественного мнения учебного класса3, ответственный за прессу, за шефскую работу и многие другие.

По нашим подсчетам, насчитывается около 100 ролей, которые ныне выполняет учитель. Значительная часть из них может успешно выполняться самими учащимися под контролем учителя. В ПТУ, техникуме, вузе еще шире спектр социальных ролей, к выполнению которых можно систематически привлекать учащихся и студентов.- Благодаря этому существенно расширяются возможности учебной деятельности в подготовке учащейся молодежи к трудовой деятельности, к участию в жизни общества. Выполнение каждым учащимся различных ролей облегчает ему усвоение социального опыта предшествующих поколений, опыта своих ровесников, интериоризацию этого опыта в виде личных знаний, умений, привычек, убеждений, мировоззренческой зрелости, активной жизненной позиции. Что же касается профессиональной роли педагога, то



71



она должна состоять прежде всего в организации учебной деятельности по усвоению социального опыта теми, кто обучается и воспитывается.

Наиболее трудным в нашем эксперименте было переориентировать учителя на новые, психологически непривычные для него формы работы. Многие преподаватели, например, поначалу не принимали идею о совместной с учащимися работе в оценивании знаний последних. Со временем, однако, учителя и руководители школ поняли, что оценка учеником своих знаний важна для повышения его ответственности за качество своей работы, предотвращения многих конфликтных ситуаций, связанных с оспориванием учеником выставленных педагогом отметок, и др.

Данные, полученные в психолого-педагогическом эксперименте, позволяют утверждать: сотворчество педагога и учащегося приносит положительные результаты на всем поле учебно-воспитательного процесса: при постановке его целей, определении учебно-познавательных и воспитательных задач, реализации учебных и других действий, оценивании уровня знаний и воспитанности учащихся. Глубоко прав был В.А. Сухомлинский, когда писал: «Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся» [8; 124].

Еще Гегель подчеркивал диалектичность воспитательного процесса: в детях рано просыпается «чувство, что они еще не есть то, чем они должны быть, и живое желание стать такими же, как и взрослые, среди которых они живут... Это собственно стремление детей к воспитанию есть имманентный момент всякого воспитания» [4; 91].

Обострение у современных учащихся «чувства личности» требует от педагогов всех рангов умения видеть эту личность, использовать ее потенции и резервы для оптимизации учебно-воспитательного процесса.

II. Исходя из этого, мы выдвигаем второй принцип — «максимум активности учащегося». В соответствии с ним учебно-воспитательный процесс должен быть организован так, чтобы обучение и воспитание подростка и юноши приводили к формированию умений и навыков самостоятельного приобретения ими знаний и самовоспитания. В этой связи заслуживает внимания идея разработки учебно-воспитательной самодеятельности (см.: Фридман Л. М. — Вопросы психологии, 1980, № 2).

Острие рассматриваемого принципа направлено против пассивности учащихся. Она, как известно, многолика. Например, ныне среди молодежи иногда проявляется «установка на посредственность». Смысл ее весьма примитивен: не выделяйся из общей массы в учебе, в труде, не проявляй инициативы, не будь активным в общественной жизни. Такая установка не призывает быть отстающим, но она сковывает инициативу личности. Установка на посредственность — это конкретное проявление мещанской психологии, глубоко чуждой социалистическому образу жизни. Принцип «максимум учащегося» призван, в частности, сыграть роль положительного импульса в улучшении учебно-воспитательной работы с отличниками, которыми в большинстве случаев учителя не занимаются, не развивают их индивидуальных способностей.

III. Известно, что личности (в особенности личности формирующейся) присуща социальная потребность в общении. Усвоение индивидом социальных норм, ценностей (культуры), символов, традиций и превращение социального опыта в установки, потребности, стремления и ценностные ориентации личности осуществляется прежде всего посредством общения. Один из важнейших элементов личностно-ролевого подхода к обучению и воспитанию — использование общения учащихся (и между собой, и с учителями, и вообще со старшими).

В современном педагогическом процессе и учащиеся, и учителя нередко пребывают в состоянии психологического одиночества, фактической



73



изоляции от коллектива. Естественно, это не может не отражаться на результатах обучения и воспитания.

Пример такого настроения одиночества и заброшенности хорошо описан в повести О. Гончара «Бригантина». Пережитое трудновоспитуемым учеником Порфиром Кульбакой чувство тоски перерастает в отчаяние и порождает обозленность в отношении ко всему окружающему.

Деятельность и общение — два различных и вместе с тем неразрывно связанных универсальных способа группового бытия человека. Понятие «деятельность» описывает субъектно-объектные отношения в системе «человек — объективный мир», понятие «общение» — субъектно-субъектные отношения.

Один из пробелов в психологическом анализе индивидуальной учебной деятельности мы усматриваем в том, что исследователи нередко абстрагируются от связей данного учащегося с другими учащимися. Такое абстрагирование допустимо в ограниченных рамках. Чтобы не отойти от истины, необходимо переходить к анализу их группового бытия в системах «педагог — учащийся» и «учащийся — учащийся», т. е. в сферах их общения друг с другом. «В процессе общения, прямого или косвенного, непосредственного или опосредствованного, индивид присваивает те «духовные богатства», которые созданы другими людьми (или, точнее было бы сказать, приобщается к ним) и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте» [5; 83].

Потребность в общении, самовыражении и самоутверждении относится к числу сильных и личностно значимых потребностей. Если в школе учителя не находят возможности для удовлетворения этой потребности (конечно, при условии активности самих учащихся), тогда создается ситуация изоляции учащихся, а это шаг к асоциальному и противоправному поведению.

Личностно-ролевой подход к построению учебно-воспитательного процесса, наряду с решением других злободневных задач, предполагает преодоление разобщения учащихся и педагогов путем организации содержательного и целенаправленного общения учащихся.

В реальном процессе общения учащийся, с одной стороны, активно воздействует на своих партнеров, а с другой — в их реакциях, отношениях, оценках, словах, поступках видит себя. Это своего рода социальное зеркало способствует адекватному осознанию своих успехов и неудач и тем самым самоусовершенствованию, самовоспитанию.

Будучи максимально вовлеченным в совместную деятельность и общение (см. принцип II), учащийся сознательно или в силу обстоятельств принимает на себя определенные социальные роли (лидерство, контроль за товарищами, ответственность за что-либо, подчинение коллективу), становясь субъектом учебно-воспитательного процесса.

Если говорить о социальной группе (в нашем случае — учебной), то здесь различают три основных вида общения: а) предметно-ориентированное (оно имеет дело с содержанием учебно-воспитательного процесса, его целями, средствами и т. п.); б) социально-ориентированное (оно относится к педагогу, который исполняет свою роль на виду у учащихся, перед аудиторией); в) личностно-ориентированное (общение между индивидами в плане достижения взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания и т. п.).

Ныне наиболее часто встречающимся видом общения в учебном классе является бинарное (учитель работает с одним учащимся, все остальные при этом присутствуют). Учителю необходимо овладеть искусством быстрого переключения в общении от одного ученика к другому, добиваться многомерности общения, вовлекая в него по крайней мере большинство учащихся класса.



74



Даже наиболее активные из применяемых в настоящее время методов обучения в малой степени управляют мотивацией учения. Авторы их чаще всего исходят из того, что ведущим мотивом учения является потребность в новых впечатлениях, познавательный интерес, внутренние факторы развития личности и т. п. Вместе с тем опыт свидетельствует о большой роли социально-психологической мотивации учения, которая связана с функционированием таких потребностей личности, как потребность в статусе, признании, социальной поддержке и пр. Эти потребности актуализируются в процессе общения, выступают функцией тех норм, ценностей, установок, которые являются регуляторами жизнедеятельности учебного коллектива.

Целевое управление процессом общения в школе охватывает лишь незначительную часть этой формы активности учащихся. Объясняется это как неразработанностью самой теории общения, так и некоторыми устаревшими установками в области обучения, при которых превалирует «парная педагогика», т. е. сведение обучения к взаимодействию «учитель — ученик».

С критикой «парной педагогики» в области воспитания в свое время выступил А. С. Макаренко, провозгласив принцип «параллельного педагогического действия». Заметим, что этот принцип имеет общеметодологическое значение в педагогике (хотя можно усмотреть и более широкое его значение).

Раскрытие этого принципа А.С. Макаренко в сфере обучения предполагает воздействие в процессе учения, усвоения знаний, социального опыта не непосредственно на индивида, а опосредствованно, через социум, первичный учебный коллектив. При этом следует учитывать, что такого рода воздействие имеет целью в первую очередь формирование ответственного отношения к учению.

Оптимизация управления формированием и функционированием мотивов учения может быть достигнута именно на пути использования средств социально-психологических. Это предполагает превращение класса из ассоциации отдельных «обучаемых» индивидов в коллектив, осуществляющий учебную деятельность.

IV. Учебно-воспитательный процесс есть деятельность, в которой каждый из ее участников (учитель и учащийся) выполняет определенные роли4. При этом система ролей может быть весьма разнообразной (как по количеству ролей, так и по составу функций, которые предусмотрены ими). Ведь в условиях, когда учитель имеет дело с отдельными учениками, выступающими в одинаковых ролях, практически невозможно обеспечить максимальное включение в учебную деятельность каждого или большинства учащихся. Чтобы добиться такого включения, требуется систематически изменять соотношение функций, выполняемых учителем, с одной стороны, и учащимися, с другой. Не исключено, разумеется, что нескольким ученикам могут поручаться одинаковые роли: это диктуется и сложностью реализуемых функций, и индивидуальными особенностями учащихся, и педагогическими целями. Но наиболее существенно то, что роли, выполняемые каждым участником деятельности, не должны быть неизменными. Иными словами, должен реализоваться принцип перемены социальных ролей5.



75



Индивид должен выполнять и выполняет определенные социальные функции, занимает ту или иную позицию в ходе индивидуальной деятельности (учебной, трудовой, творчески-созидательной и т. п.). Но при этом у нас нет достаточных оснований говорить, что он выполняет роль. Понятие «роль» необходимо для описания действий, поведения, жизнедеятельности личности в определенной общности и в определенной ситуации. Другими словами, понятие «социальная роль» имеет смысл лишь в сопоставлении с соотносительными категориями — личность и социальная группа.

Человеку присуща своеобразная социогенная потребность — выполнение определенной роли в социальной группе. Сколько же их, этих ролей? Видимо, так же много, как и социальных функций, которые приходится в течение жизни выполнять индивиду. Особенность социальной роли, в отличие от функции, состоит в том, что появляется она тогда, когда индивид действует в группе. Роли исполняются в контексте определенной социальной общности, в то время как функции человек может реализовать и в индивидуальной деятельности. Через «проигрывание» роли поведение отдельного индивида практически связывается с социальной группой и всем социумом.

Зная, что социальная роль является объективной потребностью психически здорового человека, мы можем и должны использовать этот факт в целях регуляции поведения и деятельности людей как на индивидуальном, так и особенно на групповом уровне.

Конечной целью педагогического процесса является всестороннее развитие личности, поэтому при распределении ролей и оказании регулирующих воздействий следует исходить из особенностей личности учащегося. Каждая роль, поручаемая ученику, должна быть посильной и вместе с тем создавать возможности для развития его личности. Результат развития, достигаемый в процессе исполнения роли, должен способствовать успешному исполнению новых, более сложных ролей.

Принцип перемены ролей позволяет каждому участнику коллективной деятельности сопоставлять свое ролевое поведение с ролевым поведением других ее участников. Это помогает формированию умений самооценки и взаимооценки разнообразных личностных качеств, проявление которых необходимо при исполнении ролей, и в конечном итоге способствует более эффективному самопознанию и самоопределению.

Личностно-ролевой подход, и в частности, принцип перемены ролей, применялся в процессе обучения в средней школе № 57 г. Киева, в ряде студенческих групп Одесского госуниверситета, а также в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при Киевском университете, Кировоградском пединституте.

Не стремясь к жесткому и длительному закреплению ролей, мы допускали их относительно частое изменение, чередование, проводили периодическое маневрирование ими, в том числе в определенных ситуациях допускали замену профессиональных ролей (педагог — учащийся). Предварительный анализ полученных результатов дает основания считать личностно-ролевой подход плодотворным, особенно в плане решения воспитательных задач.

Примером практического осуществления личностно-ролевого подхода к учебно-воспитательному процессу может служить организация коллективных занятий старшеклассников после прохождения определенной темы по физике. Учитель называет 2—3 проблемы и выясняет, в разработке и изложении которой из них желает принять участие тот или иной ученик класса. Затем проводится оценивание пригодности учащихся класса к роли организатора коллективных занятий. По пятибалльной шкале каждый ученик оценивает всех своих соучеников с точки зрения наличия тех качеств, которые необходимы для выполнения



76



ответственной роли организатора занятий (фактически организатор выступает в роли учителя). Сначала учащимся задают требования, которым должен отвечать организатор, а в последующем ученики исходят из единой системы критериев оценивания, поскольку они неоднократно являются свидетелями Исполнения этой роли одним из соучеников.

Для подготовки каждой из выделенных учителем тем создается группа учащихся в составе 4—5 человек. В нее входят 2 докладчика, которые должны сделать теоретическое сообщение по учебному материалу. Кроме того, в группу включается 2 демонстратора, которые готовят опыты (отбор опытов из соответствующей учебной дисциплине литературы, разработка своей собственной идеи опыта, подготовка необходимого оборудования и показ опытов). Один из членов группы выступает в роли оппонента. Он будет задавать вопросы членам других групп, излагающим материал по своим темам. Оппоненты, как правило, выступают инициаторами общеклассной дискуссии, обсуждения докладов и опытов, предлагаемых всему классу. Всей работой группы руководит один из ее членов, он может избираться группой или же назначаться организатором либо учителем.

Организатор коллективных занятий составляет сценарий занятий, исходя из количества проблем и групп. При этом для каждой группы выделяется определенное время для выступлений (от 20 до 30 мин). В последующем учитель только консультирует организатора, а он уже непосредственно работает с руководителями групп (уточняет сценарий, определяет возможности и объем дискуссии, которая развертывается после заслушивания сообщений). Руководители групп осуществляют непосредственную организацию работы группы, принимая одновременно роли докладчика, демонстратора или оппонента. Такая форма организации работы учебной группы в некоторой степени моделирует особенности работы научного коллектива.

Кроме 2—3 рабочих групп в классе выделяется еще группа оценивания. Она состоит из 4—5 человек (один из них — руководитель). В ее функции входит оценивание качества сообщений как групп, так и каждого из членов групп, а также тех не вошедших в группы учащихся, которые участвовали в дискуссии.

Таким образом, на каждом из коллективных тематических занятий в той или иной роли выступает около 20 учеников. Остальные являются слушателями, но и они могут по желанию принять участие в дискуссии. Практика проведения таких занятий (в IX—X классах) показывает, что ученики, как правило, стремятся на каждом из них исполнить какую-либо роль. В течение учебного года каждый учащийся может примерно 8—10 раз на занятиях участвовать в какой-либо роли.

Существенно, что уже после 2—3 выступлений формируются индивидуальные предпочтения к одной из ролей и в последующем большинство учащихся стремится выступать именно в этой роли, но в составе различных групп. Хотя при организации занятий реализуется принцип перемены ролей, репертуар ролей определяется самими учащимися. Лишь для специальных педагогических целей можно практиковать назначение некоторых учащихся на те роли, к исполнению которых они сами не проявляют интереса6.



77



Учащийся, первый раз исполняющий какую-то роль, может получить помощь в ее освоении со стороны зарекомендовавшего себя ранее хорошим исполнителем учащегося. Это специфическая форма общения, которая также способствует психическому развитию личности. При организации и подготовке коллективных тематических занятий, которые строятся на основе личностно-ролевого подхода, имеют место три вида общения: 1) парное — при введении соученика в новую роль, 2) групповое — при работе в составе рабочей группы, 3) коллективное — при участии в самом занятии в присутствии всех учащихся класса.

Тематические коллективные занятия, требующие длительной подготовительной работы, не могут происходить на каждом уроке. В организацию и проведение обычных уроков особых изменений не вносится. Однако осознание того, что прохождение каждой темы будет завершаться обобщающим занятием, заставляет всех или большинство учеников класса намного более ответственно относиться и к прослушиванию материала на обычных уроках, и к подготовке к следующим урокам (выполнению домашних заданий). Это объясняется тем, что ученики стремятся получить одну из желаемых ролей. Учащиеся, таким образом, получают вполне ощутимую и не слишком далекую во времени цель, для достижения которой надо усваивать учебно-программный материал. Такого рода мотивация является более действенной, чем привычная установка на последующую в «послешкольной жизни» пригодность полученных в школе знаний.

Конечно, использование коллективных обобщающих занятий описанного типа не исключает проведение коллективных занятий, основанных на проблемности обучения. Однако следует отметить, что реализация этого метода встречает значительные трудности. Ведь учитель должен разрабатывать большой комплекс проблем, обеспечить активность всех учащихся класса и т. д. Основная цель проблемности в обучении (создание потребности в освоении программного материала) достигается редко. Думается, что совершенствование этого метода может идти в направлении использования его как элемента личностно-ролевого подхода.

Личностно-ролевой подход является сложной и динамической системой, в которой взаимодействуют объективные и субъективные подструктуры. Как система, он обладает целостностью и не сводится к сумме отдельных элементов.

Необходимо сознательное применение личностно-ролевого подхода в его многокачественности и целостности (сейчас мы наблюдаем лишь стихийное тяготение к нему) как ведущего принципа построения всего учебно-воспитательного процесса. При этом мы исходим из того, что рассматриваемый подход диалектически вобрал в себя то положительное и ценное, что содержится в индивидуальном и личностном подходах, в том числе, например, учет возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных склонностей, интересов, требования развивающего обучения и т. п.

Такая организация учебного труда создает высокий социально-нравственный потенциал. Учебная деятельность неразрывно сочетается с нравственным становлением личности.

Личностно-ролевой подход позволяет осуществлять целенаправленное воспитание именно в процессе деятельности — учебной, по самообслуживанию, досугу, быту и т. п. Это тем более значимо, что учебная деятельность весьма специфична, она не предполагает на выходе какого-то реального продукта, в котором материализованы усилия всех и каждого. Она ориентирована на то, чтобы каждый учащийся овладел



78



способом действия, способом решения учебных, трудовых, творческих, управленческих и других задач.

В научной разработке личностно-ролевого подхода в педагогическом процессе мы видим конкретное воплощение директивного положения XXV съезда КПСС о приведении методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Практическое применение личностно-ролевого подхода, конечно, потребует больших усилий от. учителей, преподавателей, воспитателей — они должны быть умелыми организаторами и дирижерами совместной (осуществляемой учителем и учащимися) учебно-воспитательной деятельности, т. е. реализация личностно-ролевого подхода предполагает высокую психолого-педагогическую подготовку воспитателя.

Потребуются также существенные преобразования в деле подготовки учительских и преподавательских кадров, вооружении их знаниями и умениями сознательно применять на практике принципы личностно-ролевого подхода.



1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 242.

2. Ленин В. И. ПСС, т. 1, с. 424.

3. Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981.

4. Гегель. Соч., т. 3. — М., 1956, с. 91.

5. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.—М., 1976.— 83 с.

6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.—309 с.

7. Совместная деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе./ Вып. IX. Экспресс-информация АПН GCCP. — М., 1976, с. 4—26.

8. Сухомлинский В. А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. — М., 1966.— с. 124.


1 Элементы социального опосредования психического развития учащихся исследует ряд авторов, выражая это в понятиях «коллективно-распределенная форма учебной деятельности», «социально-опосредованное обучение», «сотворчество педагога и учащихся» и др.

2 Актуальность анализа совместной деятельности индивидов для развития обще-психологической теории подчеркивает Б. Ф. Ломов. См.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.—70 с.

3 В русле личностно-ролевого подхода нашими сотрудниками проводилось сначала формирующее, а затем и реальное осуществление старшеклассниками коллективного нравственного поступка (см. канд. дис. В. А. Татенко).

4 Понятие социальной роли трактуется нами как полифоническое, многокачественное, зависящее от деятельности личности в определенной социальной общности, от ситуативного поведения группы (см.: Короткий психологiчний словник». — К., 1976, с. 140).

5 Заметим, что этот принцип реализуется и в трудовой деятельности. Он описан, например, в журналистских репортажах о работе космонавтов Ю. Романенко и Г. Гречко на станции «Салют-6».

6 По интересу и тяготению к роли в наших экспериментах относительно четко определились «интеллектуалы» и «оценщики». «Интеллектуалы» предпочитали исполнять роли эрудита, критика, оппонента в дискуссии, т. е. ориентировались на содержательный аспект учебного процесса. «Оценщики» удовлетворяли свою потребность в самоутверждении тем, что имели возможность поставить отметки своим коллегам, их не очень интересовала глубина учебного материала. Отсюда напрашивается рекомендация педагогу — периодически менять деловые роли, чтобы учащиеся попробовали себя в разных ролях

10 жовтня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
Історія

Село засноване в другій половині XVI століття. Назва села походить від імені першопоселенця Стеця. Одна з місцевостей поблизу називається Стеців Яр, є Стецева криниця. Інша версія: назва села — від першого поселенця Стеценка, плюс суфікс — івк(а). Збереглася карта села 1804 року.
Жертвами Голодомору в 1932—1933 роках стало 820 жителів села.
380 мешканців села брали участь у боях радянсько-німецької війни, 194 з них загинули, 108 нагороджені бойовими орденами й медалями. Воїнам-односельцям, що загинули і воїнам відвоювавшим село, встановлено пам'ятник.
Село електрифіковане в 1952 році.
Станом на початок 70-х років ХХ століття в селі розміщувалась центральна садиба колгоспу імені ХХІІ з'їзду КПРС, за яким було закріплено 2,8 тисяч га сільськогосподарських угідь, в тому числі 2,5 тисячі га орної землі. Виробничими напрямками господарства були рільництво і тваринництво, допоміжна галузь — бджільництво. З підприємств працювали — млин, цегельний завод. Також на той час працювали середня школа, клуб, три бібліотеки з фондом 15 тисяч книг, фельдшерсько-акушерський пункт. У 1972 році в селі проживало 3 198 осіб.
На околицях Стецівки виявлено поселення трипільської культури та могильник черняхівської культури.

6 жовтня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
З історії селаПерші згадки

Найдавніші поселення на території села знаходяться на Північно-Східній околиці – від с . Чичиркозівка. Це залишки Трипільського протоміста, культура епохи міді, датована першою половиною ІІІ тисячо-ліття до н. е.

На околиці села з протилежного боку, там де збудовано цегельний завод, під час розкопок відкрито два поховання ямкової культури, вони пізніші за житло і відносяться до середини ІІІ тисячоліття до н.е. В той час коли здійснювалося поховання житло вже не існувало, а на його місці був невеликий пагорб, який представники ямкової культури сприйняли за курган і впустили туди згадані два поховання. Якщо житло належало першим землеробам на території правобережної України, то пізніші поховання – скотарським племенам, мешканцям південних степів, які над могилами померлих насипали кургани, або закопували їх в уже існуючі насипи.
Поміщицьке землеволодіння у селі Стецівці.

В 1795 році село належало бригадиру Федору Андрійовичу Лопухіну. Населення, згідно 'Ревізських сказок” в Стецівці жило 1246 осіб, 616 чоловіків та 630 жінок.

Згодом село стало належати генерал-лейтенанту Гірсу М. П. Панський маєток стояв над косогором Кренту над джерелом яке є і сьогодні. Коли будували залізну дорогу яка проходила через маєток і сад, то тоді маєток перенесли ліворуч залізної дороги. Побудували новий, тому, що отримали за стару економію гроші, за які збудували дві економії. (Одні будівлі: горниці і флігель були на тому місці де зараз залізничний переїзд а інша де зараз садиба Стеценка Івана Лук’яновича 1920).

Пан Гірс М. П. займав у селі всю землю, невелику кількість виділяв селянам. А всієї землі налічувалось шість тисяч гектарів. У селі Чичиркозівці у нього також був маєток. І там було землі біля 4 тисяч гектарів. Коли вийшла скромна Воля, то і вийшов закон, щоб давати землю селянам у вигляді наділів. Наділ мав 5,5десятин. А через 50 років виплачувати податок згідно розкладки 2крб 20коп. За одну десятину. А землю давати кругом села, у так званому 'Галече” на яру Чубівка – кілометрів сім від села. (Це біля Радчихи де збереглася стара будівля).

Коли вийшов декрет про наділ землі селянам то поміщики намагались ошукати селян, віддати їм якомога менше землі, а строк усього дев’ять місяців на складання списків селян і подачі їх у Київську губернську палату для затвердження губернського банку який виплачує панам гроші за землю. Панами було доручено деяким людям проводити агітацію між односельцями. Вони стали проводить бесіди поміж селянами про те, що ніби це справа нелегка брати землю та ще й на 50 років на виплату. Був Натальченко Афанасій близький до господ, служив кухарем, його пани посилали за границю в Німеччину вчитися то той і сам лишився без землі, не брав її для більшого впливу на селян мов бачите мені можна брати. Деякі селяни міркували так – коли Панас не бере, то він добре знає, що робить бо він у панів служить і вони йому все розповідають.

Першим старшиною в нашому селі став Зубрицький Семен Дмитрович У Гірса був брат у Подільській губернії, який мав маєток у околицях Балина в кілька тисяч десятин землі. Стецівські пани звідтіль привезли подаровану кріпачку Тетяну Романівну, – ключницю з дочкою. З дочкою ключниці за рекомендацією пана одружився Зубрицький Семен Дмитрович якому було обіцяно, що його не віддадуть у москалі. Семен Дмитрович став першим старшиною стецівської волості яка постала в пореформенний час. По селах були призначені старости, по волостях – старшини, по повітах (уїздах) – уїздні котрим підпорядковувались волосні, а волостей в повіті було кілька. До Стецівської волості належало 14 сіл : Стецівка, Чичиркозівка, Княжа, Камяноватка Лозоватка, Устимівка, Іскрене, Капустина, Скотареве, Товмач, Киселівка, Вікнине, Грушківка.

У волості був писар, помічник писаря, два практиканти, а хазяїн волості – старшина, який вибирався виборцями. Виборці вибиралися по кілька чоловік із кожного села, які складали волосний сход. Ними керував мировий посередник, якому підпорядковувалося кілька волостей. Він і управляв ними. Всі справи проходили під його наглядом, він призначав, писарів, старшин. Поміщики ставали самі або призначали відданих їм людей на пости управляючих, мирових посередників, губернаторів, уїзних начальників і навіть волосних писарів. Коли приїхав брат Гірса із Подольська, то вони вдвох вели секретну розмову, а ця сама дідова теща – Ярина, прибирала у другій кімнаті за ширмою і почула їх розмову. Цей приємний пан із Подольська був воєнним губернатором і говорив братові що справи кепські. Що треба пустити таку агітацію між населенням, щоб залякати їх. Ще мов будуть сильні платежі за землю і що селянам ніколи не викупитись, за що їх будуть наказувати. Навіть будуть забирати одяг за податки, тому що є указ, що та земля залишилася власникові котру селяни не розпишуть між собою. Старайся так влаштувати, найти таких довірених селян і пообіцяй їм різні послуги з своєї сторони. Це я вже зробив, знайшов таких, які навіть і собі не беруть землі.

Колишня ключниця переповіла зміст бесіди Зубрицькому С. Д. Волосний старшина розкрив секрет селянам, щоб вони пошепки передавали цю звістку один одному, і не боялися брати землю. В Стецівській волості всі захотіли взяти землю. Пани всіх навколишніх сіл змовившись підкупили волосного писаря. Волосний писар почав збирати по селах сходки і проводити роз’яснюючу роботу серед селян такого змісту: 'Господа общество, я єсть волосний писар і мені прийдеться мати справу з вами і з вашими податками. Обдумайтеся, не займайтеся цим. Бо краще щось я зробити не в силах. То просто раджу не займайтеся цим. Бо це не на рік і на два, – а на п’ятдесят.” Справа довго не могла зрушити з місця, але згодом коліщата закрутились і навіть писареве не допомогло. Тоді пани кинулись до вищого начальства, до мирового посередника, може той що допоможе. І той не дуже допоміг, але людей вдалося залякати. Більшість господарств писало про наділ 5,5 десятин. А старші брати Зубрицького, яких було четверо взяли по два наділи (11 десятин). У чотирьох записали 44 десятини. Пан трохи не повісився, як побачив списки своїх сусід, з яких було видно, що селяни розписали близько трьох тисяч десятин землі. А решта залишалося за паном. На іншій частині розписали більше бо там дядьки були сміливішими. Там кілька господарств взяли по три наділи (16,5 десятин). В Чичиркозівці панові залишилося півтори тисячі десятин, з маєтком котрий стояв над дорогою, яка йшла на Козацьке, і сад був навколо будови. Там жив управляючий, – німець. Коли нарізали селянам землю навколо села, то панська земля залишилася за селянськими наділами, на Галечому – 86 десятин лісу і 1014 десятин орної землі. Тоді, зразу ж, пани стали відмежовуватися від селян, обкопуючи свою землю ровами. Законом стало те, що обкопана панська земля – непорушна. Зразу після відводу земель панам і селянам, пани побудували економію на Галечому. Повіддавав пан Гірс дочок заміж. Старшу віддав за військового високого чину Білявського, який жив увесь час в Петербурзі, а там хазяйнував управляючий і дохазяйнувався до того, що пан Білявський продав усе 'імєніє” із маєтком селянам із сіл Чичиркозівки та Багачівки. Білявський загинув у війні з Японією.

Із середньою дочкою Гірса одружився маршал Микола Федорович Протопопов, який отримав від тестя у спадок 1400 десятин і маєток на першій частині села Стецівки. Після смерті Протопопова М. Ф. Його дочка вийшла заміж за інженера шляхів сполучення Київського округу Ф. М. Тимченка ( приймак добре ставився до селян, але господарству уваги приділяв мало, маєтком управляв економ Лаврентій Вікентійович Ясінський). З молодою баринею вони жили недовго в парі. Через деякий час вони розійшлися. У їх було двоє дітей – дочки. Одній 12 років, а другій 8 років. У 1910 році стали вони судитися, щоб узяти частину маєтку. Але маєток був на старій барині (на тещі) тому йому нічого не попало і він покинув молоду назовсім. Через деякий час молода бариня вийшла заміж за англійця, на прізвище Угай. В Англії вона не прижилася і повернулася вже розлученою, подівувала років два і об’явила продажу землі, котра знаходилася на Галечому у місці з лісом (100 десятин). Для продажі прислала довіреного з Києва єврея Абеля, якому доручили робити розрахунки банку з селянами. Ціна 520 карбованців за десятину. З них 350 крб. заклав держбанк, а решту доплачували( так звана 'доплата верхів” по 170 карбованців, право на три строки, розстроченої землі забрала Стецівка, а котра залишилися то забрали Юрківка і Скалеватка. Земля, яка була в Стецівці при економії 300 десятин, то стара бариня оставила барині.

12 травня 1912 року були іменини старшої доньки, – молодої барині. Справляли бал. Гості гуляли, музика грала, луна йшла на весь сад. На балу був присутній мировий посередник, який проживав у м. Шполі. Коли гості повпивались і поспались, а частина роз’їхалась по домах, о 12 годині ночі молода бариня наказала кучерові подати до горниці фаетон з кіньми. Коли прибув кучер то срібло і золото та всі цінні речі були вже складені. Тоді погрузилися молода бариня з мировим посередником і кучер отримав наказ їхати до станції Звенигородка (кучером був Стеценко Нестір Павлович) О 1 годині ночі на станції Звенигородка зупинявся потяг до С.- Петербургу, через станцію Цвіткове. З ним вони і поїхали до Петербургу. Кучерові ж було наказали не розповідати нікому ні слова.

А гості проснулися не заставши барині і мирового посередника. Його дружини в крик. Схопилася і стара бариня і діти – дівчатка. Піднявся великий переполох. Послали кучера за доктором Радецьким бо стара бариня втрачала свідомість. Як прокинулись музики із Звенигородки то теж почали кричати: 'Хто нам заплатить за те, що ми всю ніч грали”.

Коли привели до тями стару бариню то стало відомо, що молода бариня втекла з мировим посередником. Про те що вони С.–Петербурзі стало відомо не скоро, а тим часом стара бариня землю, що в Стецівці здала в оренду, 300 десятин, панові Рембіцькому, а сама виїхала з прислугою в Київ. Там у них був власний будинок на Лютеранській вулиці №26. Рембіцький поселився в горниці і будівлі (ті в яких жив Ясінський Л.) Флігель, частина горниці та частина будівель числилися за старою баринею і доглядалися прислугою. До неї ва Київ поїхали і діти. Там вони жили до 1917 року – до революції. А при Тимчасовому уряді було дозволено виїзд за кордон, через Чорне море, бо на заході була революція.
Свято-Диитрівська церква.

У селі Стецівці була маленька церква збудована 1770 року. А як Гірс повіддавав дочок заміж (1868 р.) то подарував на церкву 32 тисячі карбованців і зробили нову, котру багато хто застав. (Церква знаходилася на території між будівлями сільської ради та дитячого садочка, які стоять там нині) Громада зібрала 10 тисяч і ця церква стояла вже 42000 карбованців. Коли помер Гірс то його сховали біля церкви. Через недуже довгий час помер і маршал Протопопов то і його сховали біля тестя тільки з лівої сторони. Стеценка Оксеня пани посилали учитись на садівника молодим хлопцем в років 18. І він був садівником майже до старості, ним посаджено біля могил великі ялини.

Крицький оженився на меншій дочці Гірса, яку звали Катерина. Коли він оженився, то йому тесть дав другу частину у придане, другу частину із землею і людьми. Тоді він построїв собі маєток на горі де тепер сад Крицький. Там була здорова економія: красиве зручне місце. Землі була така кількість як і у середнього зятя Протопопова, котрий жив на першій частині. Загатив струмок створивши ставок (греблю досі звуть „ гребля Крицького”. А де тепер радгосп на хуторі то там була економія (управляючим єврей Дубов). А самі Крицькі жили у Києві. Мали там свій будинок на Лютеранській вулиці №12. Сім’я мала 4-ох дітей. Два сини і дві дочки. Сам Крицький був управляючим у Князя Воронцова. Він довго жив у Воронцова у Городищі. А в Стецівці була економія якою керували управляючі, їх багато перейшло. В маєтку було багато мисливських собак – більше двохсот, влаштовувалися полювання. Землю здавали в оренду селянам.

Доля пана Крицького була складною. Йому в житті не пощастило. Він закохався в гувернантку – англійку, яка працювала на князя Воронова. А коли вона захворіла Микита найняв для неї лікаря з Англії. Хворіла вона більше року і померла в грудні 1872 р. В Стецівці, на цвинтарі було вимурували склеп. Вночі, перед похороном Крицький отруївся, виявилось два небіжчики. Тоді послали екіпаж за старою Кицькою і сім’єю. Дали знать по школах синам. Всі приїхали хоронити Крицького. Їх поховали 12 грудня 1872 року. Після похорону поставили гарний пам’ятник із чорного мармуру на якому був позолочёний хрест. Крицька повернулась у Стецівку і об’явила про продаж землі, а частину землі оставила собі: Георгієвку, хутір і біля саду шістсот десятин. По смерті старої барині Крицької стали нові господарі – два синb і дві дочки. Старший був Володя, а менший Віктор. Володя був дуже розумним учився у воєнному корпусі і вийшов поручиком. Займав високий пост ад’ютанта двору його імператорської величності в Санкт-Петербурзі. Віктор був хворий. Запряже два хорти у возик і бігає по саду, хоч і вчився в гімназії. Він згодом служив губернським акцизним – по монополькам і шинках робив ревізії. Він з собою возив діловода. Дочки виїхали в Київ, повиходили заміж. Економія в саду опустіла. Старі люди говорили що це місце в саду стара Крицька прокляла. І вірно там нікому не везло, хто туди не потрапляв господарювати. Потім сини розпустили хортів, які розбіглись. Землю яка була біля хутора, біля Іскреного, Георгївки, і цю, що біля саду продали князю Куракіну, козачанському власникові, а князь здавав її в оренду. На цій землі було багато орендарів. А частина, що за ставком і коло саду осталась, то цю купив у князя Куракіна якийсь Михайло Михайлович Міщенко у 1910 році. Сам він інженер. Проживав у саду, а землю віддавав селянам. Як закінчив будувати млина то помолов з рік і потім віддав в оренду двом чоловікам Зблодському і Прелінці, а землю здав в оренду панові Здановському. Здановський не довго господарював, бо случилось нещастя. В 1912 році перед Трійцею банда наскочила на дім і вбила пана, панову матір, хлопчика ранили, який мав років 8, убили двох дворових, молодих хлопців по років 18 – Зубрицького і Науменка. Правда підозрювали чотирьох хлопців, їх судили і засудили за вбивство – Нечипоренка Самійла Леонтовича, Натальченка Олександра Титовича, Одеського Якова Савовича і Бевза Єлисея віддали на вічну каторгу двом іншим – по 20 років каторжних робіт із скидкою по два роки , потому що вони не були призвані до призову( тоді мали по 18 років) Нечипоренко і Бевз померли на каторзі через 4 роки. А Одеський і Натальченко у 1918 році повернулись з Дніпропетровської тюрми. Після такого випадку не стало хазяїв і Міщенко об’явив продажу землі, економії і млина. Він все це продав мужикам Жашківського району. Купили вони все разом. Їх було п’ять чи шість. Пам’ятаю що Коломієць Тит Васильович купив сам половину, а решта –частинами. Так все це і захопила революція. І знов така доля саду – не попанували. Господарем саду став колгосп. А на Георгієвці і хуторі (це мабуть там де Стафія, це так думаю) то там заснувався радгосп і по цей час. А та земля так називалась до революції 'князя Куракіна”

Ці пани виїхали всі через Батумі а Англію: стара і молода барині, дівчатка та посередник. А посесора застала революція ї його вигнали, а майно розділили. А коли прийшли перед жнивами німці, то у них був список хто що брав. А пан тут як тут. Якась 'добра” душа тільки дивилась та писала, що хто брав, а потім списка віддала панові, а пан німцям, які покарали селян. У 1919 році прийшли більшовики.
Старий цвинтар.

Цей цвинтар існує багато років. Ще за часів панщани у дуже давній час лютувала чума. Котра по розповідях дідів забирала цілі сім’ї. Дійшло до того що ніхто нікого не ховав, бо цього ніхто не хотів робить, то пани виганяли мужиків копати рови у котрі ховали померлих. Старі люди говорили, треба обгорати село волами-близнюками і щоб погоничі були близнюки і плугатар був близнюк. І обгорати село три рази. Шукали таких і оборювали – недомагало. Палили все хатнє майно, а села ізолювали одне від одного. Ніхто нікуди не міг перейти и ніхто не міг знаті хто є живий з рідні. Коли вгамувалась хвороба, то тоді обкопали кладовище канавою кругом і перекопали навпіл. Обкопали те місце де хоронили померлих від чуми. Мені здається що і зараз можна знайти канаву, котра лежить із заходу на схід через цвинтар. І більше на тій половині не ховали покійників до нашого часу. А потім цей цвинтар існував без похоронів до 1903 року. Хоронили на нижній частині, а після відвели місце під новий цвинтар у 1904 році. Вдова Крицька відвела під нього біля трьох гектар де воно і досі. А те провалля, що зараз здорове можна було переступить широким кроком.

В 1900 році село вважалося /”владельческим”/, налічувало 581 двір, проживало в Стецівці 2946 осіб. Основним заняттям жителів, згідно статистичних звітів Київської губернії, було хліборобство. Плотників було 15 осіб, столярів 6 осіб, ковалів 5 осіб, ткачів 22 особи, бондарів 18 осіб, чоботарів 8 осіб, багато селян від’їздили на заробітки в Херсонську, Катеринославську, Таврійську губернії, Донську область і в сусідні економії.


Землі за селом рахувалося 3738 десятин, поміщикам з неї належало 1764, церкві 42 десятини, селянам1765, решті станів 165 десятин. Власницею села була баронеса Варвара Григорівна Врангель і Софія Володимирівна Протопопова. Економами в маєтках були Сруль Михеєвич Дубов та Вікентій Лаврентієвич Ясінський. Крім церкви в селі була церковно-приходська школа, державна винна лавка, приватна винна лавка, пивна, чайна товариства тверезості,, 24 вітряних млини, 2 водяних млини, 2 топчаки (маслобійні), крупорушка, дві кузні одна селянська інша економії, пожежна частина, сільський банк з капіталом4872 рублі, мирського капіталу у селян було 501 рубель, запасних хлібних магазинів було два, в них хліба озимого 722 четвертини і ярого 378 четвертин, три залізничні платформи , обслуговував село фельдшер.



6 жовтня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
с. Стецівка
 
Церква Свято-Дмитрівська. Зведена на честь Святого великомученика Димитрія Солунського.

Перша церква в селі була дерев’яна, збудована в 1770 році.

Другу церкву в селі збудовано 1865 року. Належала до 5-го класу, землі мала 36 десятин. У середині XIX століття парафіян було 1400 осіб, у 80-х роках парафія церкви налічувала 961 чоловіка, 963 жінки. У церковнопарафіяльній школі навчалося 48 учнів. Священиком був Н. С. Данилевський.

Коли будували нову церкву, місцевий поміщик генерал Гірс пожертвував 32 тисячі карбованців. Та ще було витрачено 10 тисяч карбованців громадських грошей.

За архієрейською ревізією в 1906 році церква мала 9590 карбованців і налічувала тоді парафіян: 1501 чоловіка, 1563 жінок.

Відомі були дзвони церкви – їх було десять, найбільший – масою до тонни. Капітальні ремонти проводилися в 1905 році та напередодні Першої світової війни. Під час першого ремонту було відлито новий постовий (дзвонили ним тільки в піст) дзвін. Звук його був відмінний від інших. Розповідають, що для відлиття цього дзвону по всьому селу збирали мідні гроші.

Цю церкву розібрали у 1939 році, матеріали використали для будівництва школи. А на тому місці розбили парк, що зараз біля адміністративного будинку.

13 серпня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
Віталій Іванович Войтко (26 липня 1927, Стецівка — 1 березня 1989, Київ) — доктор філософських наук, член-кореспондент АПН СРСР (з 1978 року), директор НДІ психології Міністерства освіти Української РСР.

Біографія
Народивс 26 липня 1927 року у селі Стецівці (тепер Звенигородського району Черкаської області). Після успішного закінчення Уманського учительського та Одеського педагогічного інститутів поступив в аспірантуру по кафедрі філософії Київського педагогічного інституту імені А. М. Горького. У 1953 році захистив дисертацію на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук, а в 1966 році — доктора філософських наук.

З 1959 по 1972 рік працював завідувачем кафедрою філософії Київського політехнічного інституту. З 1972 по 1983 рік працював директором Науково-дослідного інституту психології УРСР. За його активної підтримки[1] інститут виконував науково-дослідні роботи із космічної проблематики, зокрема на замовлення НВО 'Молния', яким керував Гліб Лозина-Лозинський


Помер 1 березня 1989 року. Похований в Києві на Байковому кладовищі (ділянка № 52).
Наукова діяльність

Наукові інтереси В. І. Войтка були спрямовані на вирішення психолого-педагогічних проблем безперервної і активної освіти дорослих, на здійснення принципу інтеграції освіти, науки і виробництва. Реалізований їм особистісно-рольовий підхід до організації навчального процесу дорослих враховував психологічні особливості учнів, їх індивідуальні схильності та інтереси, дозволяє повніше реалізувати завдання підвищення кваліфікації вчителів через рольове професійне спілкування.

Вів велику науково-педагогічну роботу. Їм підготовлено 41 кандидат наук — фахівці у галузі філософії та психології. Деякі його учні стали докторами наук.

Підготував навчальну літературу з філософії для студентів технічних вузів:
Діалектичний та історичний матеріалізм, 1963;
Діалектико-матеріалістична філософія, 1972.

Написав монографії:
«Марксистська соціологія як наука» (1968);
«В. І. Ленін і проблеми науково-технічної революції» (1969);
«Соціальні та психологічні аспекти науково-технічної революції» (1976).

Ним опубліковано ряд оригінальних робіт з психології навчання і виховання, впровадження психологічних досліджень у практику, організований щорічний республіканський збірник «Психологія». Під його редакцією підготовлено два видання «Психологічного словника» (1978, 1982).

Чепа М.-Л.А. Войтко Віталій Іванович / Енциклопедія сучасної України. Том V, 'Вод-Гн'. - К.:НАН України, 2006.


2. Бурій В. 'Я - філософ...' (Віталій Войтко) / Валерій Бурій // Місто робітниче (Ватутіне). - 2002. - 26 лип. - С. 4. - (Постаті).
Джерела
Психологічний словник

9 липня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
Стеці?вка — село в Україні, Звенигородському районі Черкаської області, центр сільської ради. Населення — 1747 чоловік (2009).

Село розташоване по обох берегах річки Шполки за 18 км на південний схід від районного центру — міста Звенигородка та за 15 км від залізничної станції Звенигородка.Зміст [показати]

Історія[ред.]

Село засноване в другій половині XVI століття. Назва села походить від імені першопоселенця Стеця. Одна з місцевостей поблизу називається Стеців Яр, є Стецева криниця. Інша версія: назва села — від першого поселенця Стеценка, плюс суфікс — івк(а). Збереглася карта села 1804 року.

Жертвами Голодомору в 1932—1933 роках стало 820 жителів села.

380 мешканців села брали участь у боях радянсько-німецької війни, 194 з них загинули, 108 нагороджені бойовими орденами й медалями. Воїнам-односельцям, що загинули і воїнам відвоювавшим село, встановлено пам'ятник.

Село електрифіковане в 1952 році.

Станом на початок 70-х років ХХ століття в селі розміщувалась центральна садиба колгоспу імені ХХІІ з'їзду КПРС, за яким було закріплено 2,8 тисяч га сільськогосподарських угідь, в тому числі 2,5 тисячі га орної землі. Виробничими напрямками господарства були рільництво і тваринництво, допоміжна галузь — бджільництво. З підприємств працювали — млин, цегельний завод. Також на той час працювали середня школа, клуб, три бібліотеки з фондом 15 тисяч книг, фельдшерсько-акушерський пункт. У 1972 році в селі проживало 3 198 осіб.

На околицях Стецівки виявлено поселення трипільської культури та могильник черняхівської культури.
Сучасність[ред.]

В селі зареєстровані і діють чотири селянсько-фермерські господарства: СФГ «Стецівське», ПП «Стеценко», ПП «Соняшник», ПП «Кохан». Працює млин, цегельний завод, фельдшерсько-акушерський пункт, поштове відділення, шість приватних магазинів, один магазин районної споживчої кооперації. Збудовано церкву. Працює загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів, при ній діє дошкільно-навчальний заклад.
Персоналії[ред.]

У селі народилися:
Віталій Войтко — український вчений, доктор філософських наук;
Микола Сорока — український письменник і журналіст;
Василь Мізюк — співак Націанальної опери і балету ім. Т. Г. Шевченка;
Петро Чорновіл — віце-президент Народної академії українського козацтва, генерал-лейтенант.
Джерела[ред.] Портал «Черкащина»

Посилання[ред.]
? http://maps.vlasenko...рос.)
Література[ред.]
Історія міст і сіл Української РСР. — Київ: Головна редакція УРЕ АН УРСР.
Бурій В. 'Я - філософ...': [В. Войтко] / Валерій Бурій // Місто робітниче (Ватутіне). - 2002. - 26 лип. - С. 4. - (Постаті).
Ресурси інтернету[ред.]
Інформація про село на who-is-who.com.ua
Звенигородський район с.Стецівка офіціальний сайт

9 липня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
Административно-территориальное деление

Стецовка (укр. Стецівка) — cело, центр сельского совета Звенигородского района Черкасской области. В ХІХ столетии село Стецовской волости Звенигородского уезда Киевской губернии.
История

Вернуться к содержанию ?
Археологические памятники с. Стецовка

Могильник Черняховской культуры III-VІст. н.э. на югозапад от села.
Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии

Стецовка, село при ручье Шполке, между селами Юрковкой и Искриной. Жителей обоего пола 1432 Половина села, имеющая 353 ревиз. душ муж пола и 1765 десятин земли, принадлежит Феодору Протопопову, а другая половина с 291 рев. душ муж пола и 1996 десятин земли, Екатерине Крицкой.

Церковь Свято-Димитриевская, деревянная, 5-го класса, земли имеет указную пропорцию, построена в 1770 году.

Вернуться к содержанию ?
Метрические книги по селу Стецовка находящиеся на хранении в ГАЧО
Київська губернія
Київська єпархія
Димитріївська церква, с. Стецівка Звенигородського повіту Стецівської волості

Народження: 1802: ф. 152, оп. 25, спр. 1; 1806-1818: ф. 152, оп. 25, спр. 3; 1819-1834: ф. 152, оп. 25, спр. 4; 1836-1848: ф. 152, оп. 25, спр. 6; 1848-1866: ф. 152, оп. 25, спр. 5; 1875-1882: ф. 931, оп. 1, спр.159; 1883-1888: ф. 931, оп. 1, спр. 305; 1884: ф. 931, оп. 1, спр. 84; 1889: ф. 931, оп. 1, спр. 453; 1890: ф. 931, оп. 1, спр. 358; 1891-1893: ф. 931. оп.1, спр. 453; 1894-1899: ф. 931, оп. 1, спр. 512; 1900-1905: ф. 931, оп. 1, спр. 619; 1906: ф. 931, оп. 1, спр. 615; 1907-1911: ф. 931, оп. 1, спр. 728; 1912-1916: ф. 931, оп. 1, спр. 859
Шлюб: 1802: ф. 152, оп. 25, спр. 1; 1806-1818: ф. 152, оп. 25, спр. 3; 1819-1834: ф. 152, оп. 25, спр. 4; 1835-1848: ф. 152, оп. 25, спр. 6; 1849-1866: ф. 152, оп. 25, спр. 5; 1875-1882: ф. 931, оп. 1, спр.159; 1883: ф. 931, оп. 1, спр. 305; 1885: ф. 931, оп. 1, спр. 305; 1887-1888: ф. 931, оп. 1, спр. 305; 1889: ф. 931, оп. 1, спр. 453; 1890: ф. 931, оп. 1, спр. 358; 1891-1893: ф. 931. оп.1, спр. 453; 1894-1899: ф. 931, оп. 1, спр. 512; 1900-1905: ф. 931, оп. 1, спр. 619; 1906: ф. 931, оп. 1, спр. 615; 1907-1911: ф. 931, оп. 1, спр. 728; 1912-1916: ф. 931, оп. 1, спр. 859

Смерть: 1802: ф. 152, оп. 25, спр. 1; 1806-1818: ф. 152, оп. 25, спр. 3; 1819-1834: ф. 152, оп. 25, спр. 4; 1835-1848: ф. 152, оп. 25, спр. 6; 1849-1863: ф. 152, оп. 25, спр. 5; 1875-1882: ф. 931, оп. 1, спр.159; 1883: ф. 931, оп. 1, спр. 305; 1884: ф. 931, оп. 1, спр. 84; 1885: ф. 931, оп. 1, спр. 305; 1887-1888: ф. 931, оп. 1, спр. 305; 1889: ф. 931, оп. 1, спр. 453; 1890: ф. 931, оп. 1, спр. 358; 1891-1893: ф. 931. оп.1, спр. 453; 1894-1899: ф. 931, оп. 1, спр. 512; 1900-1905: ф. 931, оп. 1, спр. 619; 1906: ф. 931, оп. 1, спр. 615; 1907-1911: ф. 931, оп. 1, спр. 728; 1908: ф. 931, оп. 1, спр. 355; 1912-1916: ф. 931, оп. 1, спр. 859

8 липня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій
К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВОЙТКО



Исполнилось 60 лет со дня рождения и 40-летие научно-педагогической и общественной деятельности члена-корреспондента АПН СССР, доктора философских наук, профессора В.И. Войтко.

Виталий Иванович родился 26 июля 1927 г. в с. Стецовка, ныне Звенигородского района Черкасской области. После успешного окончания Уманского учительского и Одесского педагогического институтов он поступил в аспирантуру по кафедре философии Киевского педагогического института им. А.М. Горького. В 1953 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, а в 1966 г.— доктора философских наук. В докторской



184



диссертации была дана углубленная характеристика социальных последствий научно-технической революции; обоснован общесоциологический закон опережающего развития науки в отношении техники и производства; осмыслены закономерности функционирования антропотехнического комплекса: человек — ЭВМ — среда.

С 1959 по 1972 г. В.И. Войтко работал заведующим кафедрой философии Киевского политехнического института. В этот период он подготовил учебную литературу по философии для студентов технических вузов (Диалектический и исторический материализм, 1963; Диалектико-материалистическая философия, 1972). Его монографии «Марксистская социология как наука» (1968), «В.И. Ленин и проблемы научно-технической революции» (1969), «Социальные и психологические аспекты научно-технической революции» (1976) раскрывают фундаментальные социальные и психологические закономерности НТР.

С 1972 по 1983 г. В.И. Войтко работал директором Научно-исследовательского института психологии УССР. Он внес вклад в научную разработку актуальных проблем психологической науки. Им опубликован ряд оригинальных работ по психологии обучения и воспитания, внедрению психологических исследований в практику, организован ежегодный республиканский сборник «Психологiя». Под его редакцией подготовлены два издания «Психологiчного словника» (1978, 1982).

В.И. Войтко ведет большую научно-педагогическую работу. Им подготовлен 41 кандидат наук — специалисты в области философии и психологии. Некоторые его ученики стали докторами наук. Он является членом двух специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по психологии.

Член КПСС В.И. Войтко ведет большую общественную работу. С 1976 по 1983 г. был председателем Украинского отделения Общества психологов СССР, председателем Научно-методического совета по педагогике и психологии общества «Знание» УССР. С 1980 г.— член рабочей группы ЮНЕСКО «Природоохранное образование и воспитание». С 1985 г.— член научного совета «Методологические проблемы науки и техники» при президиуме АН УССР.

Трудовые заслуги В.И. Войтко отмечены орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями. Он удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета УССР.

В настоящее время научные интересы В.И. Войтко направлены на решение психолого-педагогических проблем непрерывного и активного образования взрослых, на осуществление принципа интеграции образования, науки и производства. Реализуемый им личностно-ролевой подход к организации учебного процесса взрослых учитывает психологические особенности обучающихся, их индивидуальные склонности и интересы, позволяет полнее реализовать задачи повышения квалификации учителей через ролевое профессиональное общение.

Виталий Иванович встречает свое 60-летие полный сил и творческих замыслов. Пожелаем ему крепкого здоровья, долгих лет плодотворной научно-педагогической деятельности, успехов в жизни.

15 квітня 2013

Бурій Валерій, користувач 1ua
Валерій Бурій

ЮВІЛЯРИ

4.01.2013 - 75 років від дня народження Івана Степановича ЗАДОРОЖНОГО (1938), вченого, фахівця у галузі інформаційних технологій, уродженця с. Стецівка

31 грудня 2012


1


  Закрити  
  Закрити