Дата народження: 3 червня 1948


Останній візит: 8 березня 2016, 18:47
Сторінку створено: 8 березня 2016

Анонімно

Підписка на оновлення сторінки

Додайте та налаштуйте сповіщення на свій е-мейл

Перейти
Макарова Альбіна, користувач 1ua
Альбіна Макарова

Пурим - самый фееричный еврейский праздник.

Пурим Карнавал в ЕСОДе.

\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'\'purim_2011\'

Пурим: комедия дель арте по-еврейски.

События Пурима, происходившие две тысячи лет назад в Персидской империи, это история про богатые пиры и смиренные посты, про коварного министра и преданный народ, про глупого царя и смелую царицу, про случайные события и закономерность чуда. Все началось с пира, на котором царь Ахашверош, желая похвастаться перед подданными красотой своей жены, позвал ее танцевать перед подвыпившими друзьями. Гордая царица отказалась выполнять приказ мужа, что стоило ей головы (это жестокое решение подсказал советник Аман, который еще не раз продемонстрирует свое злодейство).

Царь не долго горевал без царицы, а сразу после пира, опять же по совету Амана, объявил конкурс красоты, чтобы выбрать новую хозяйку дворца. Из всех провинций империи привезли молодых красавиц, и взгляд Ахашвероша остановился на прекрасной Эстер. Царь-молодожен был так влюблен и доволен новой женой, что не спросил ее ничего о ее происхождении. Да и до поры до времени было не важно, что Эстер родственница Мордехая – еврея.

Мордехай был честным и преданным человеком, однажды он даже раскрыл заговор против царя, о чем немедленно было записано в летопись правления. Однако он был единственным кто не кланялся в ноги тщеславному Аману, что невероятно расстраивало министра. Главный злодей задумал уничтожить весь еврейский народ, а поскольку был очень суеверен, то решил бросить жребий, в какой день звезды будут на его стороне и его коварный план удастся. Именно этот жребий дал названием празднику (пур-жребий, пурим -жребии).

Кости показали на 15 число весеннего месяца Адара, и с разрешения царя Ахашвероша на этот день была назначена расправа с неугодным народом по всей империи. Узнав о законе, Мордехай поспешил к Эстер, просить ее заступиться за свой народ. Надо заметить, что как мы уже знаем из начала этой истории, с женами (даже царскими!) не очень то церемонились на древнем востоке, так что отправляться к царю без приглашения, да еще и с просьбой, было не очень безопасной идеей. В этот момент Эстер единственная из всех персонажей истории не поддается первому рациональному порыву отказаться рисковать и действовать исходя из своих личных интересов и желаний, а наоборот принимает на себя ответственность за свой народ и пытается исправить ситуацию, возможно, ценой собственной жизни.

Она велит Мордехаю объявить всем соплеменникам трехдневный пост, который держит и сама. После трехдневного воздержания от еды и питья, храбрая царица отправляется в покои царя, куда можно входить только по его приглашению. Как только открылись ворота покоев и Эстер, затаив дыхание, сделала первый шаг, Ахашверош протянул ей свой скипетр — знак того, что она может войти. Первое препятствие было пройдено.

Дальше дело за малым - уговорить царя отменить приказ об уничтожении евреев. Тут царица идет на маленькую женскую хитрость: чтобы царь был в хорошем настроении, его надо сначала накормить и напоить. Она приглашает на пир своего мужа и его министра. Захмелев на пиру, Ахашверош обещает царице все чего она пожелает до полуцарства! Скромно опустив ресницы, Эстер просит его не о драгоценностях и недвижимости, а всего лишь о спасении свой жизни и жизни своего народа.

Царь в недоумении! Кто посмел покуситься на жизнь супруги? И о каком народе, собственно, идет речь? Тут раскрывается что Эстер — еврейка (что не очень расстраивает супруга) и что Аман задумал уничтожить евреев по всей империи. Так правитель понимает, кто на самом деле его поддержка и опора, а кто пытается строить козни за его спиной!

Все заканчивается, несомненно, пиром и весельем! Злодеи повержены, справедливость восстановлена, можно и отдохнуть!

Все события Пурима описаны в Свитке Эстер, который принято читать в день праздника в синагоге. И не просто так читать, а следить чтобы при каждом упоминании имени Амана, все начинали топать, хлопать, трещать в трещетки — в общем издавать звуки, заглушающие имя злодея и выражающие отношение к нему всех присутствующих. Эту традицию, несомненно, очень любят дети, потому что так вести себя в синагоге можно только раз в году=)

Еще одна интересная особенность текста Свитка Эстер это то, что в нем ни разу не упомянуто имя Всевышнего. Пурим это религиозный еврейский праздник (не смотря на всю кажущуюся веселость и несерьезность) и текст свитка входит в состав основных еврейский текстов, при этом сам текст нигде не содержит ни одного упоминания о божественном вмешательстве. На первый взгляд это просто история, где по странному стечению обстоятельств то, что должно было обернуться трагедией, заканчивается пиром.

Наши мудрецы говорят, что такова реальность этого мира: раньше, в библейские времена Всевышний творил явные чудеса (разводил Красное Море, лично беседовал с Авраамом и Моисеем, и др), а теперь, чтобы получить чудо, мы должны сами что-то для этого сделать. Ведь если мы хотим получить неожиданные (в хорошем смысле=) результаты, то и делать мы должны что-то, что выходит за рамки обычного поведения. Ожидая чуда, нужно действовать на пределе собственных возможностей, иногда даже идти на риск, и тогда чудо непременно произойдет, а называть его можно как угодно: чудом, успехом, помощью Создателя. Просто всегда важно помнить, что если ничего не делать, то ничего и не произойдет (ну как минимум ничего хорошего).

В память о событиях Пурима установлена еще одна «несерьезная» традиция. В этот праздник положено устраивать пир с большим количеством алкоголя (как и в самой истории), и даже необходимо напиться до такой степени, чтобы не отличать слова «Благословен Мордехай» от «Будь проклят Аман». Этот праздник учит нас тому, что важно иногда переставать смотреть на мир только с рациональной и трезвой (во всех смыслах этого слова) точки зрения. Ведь если постоянно анализировать и оценивать свои действия, не выпускать из-под контроля разума ничего происходящего вокруг, то можно очень скоро схлопотать депрессию. Иногда важно расслабиться и посмотреть на окружающий мир с точки зрения эмоций и радости, а ничто не помогает это сделать быстрее, чем вино. Главное не увлекаться и помнить, что Пурим всего лишь раз в году. Продолжая тему пиров и съестного, важно рассказать о том, что едят на Пурим.

Основным блюдом праздника являются треугольные пирожные из песочного теста со сладкой маковой начинкой. Их называют «Оменташен» на идише или «Озней Аман» на иврите. И то и другое означает «Уши амана», в память о поверженном злодее Амане. Эти пирожные собирают в небольшие подарки вместе с конфетами и другими вкусностями и дарят друг другу, а так же отдают тем, кто не может себе позволить устроить праздник в силу материальных трудностей.

Главная же традиция праздника Пурим это, несомненно, Пуримшпиль-театральное костюмированное представление. Его можно готовить самостоятельно, или приглашать настоящих актеров, можно распределять роли и подбирать костюмы заранее, а можно делать это прямо на празднике. В любом случае важно, чтобы спектакль отражал сюжет Пуримской истории (иногда в очень современной интерпретации) и в этом его педагогическая роль, а так же важно чтобы это было просто весело! Потому что одна из основных заповедей праздника это радоваться и веселиться! Пуримшпили начали развиваться как отдельный театральный жанр в конце средних веков, когда в Европе появляется жанр комедии дель арте. Бродячие труппы еврейских артистов показывали представление в масках Пуримских героев, ведь по всей Европе были так популярны представления актеров в карнавальных костюмах. Так Пурим стал еще и театральным действием и карнавалом.

В наши дни на Пурим ставят Пуримшпили в синагогах и еврейских общинах мира, в еврейских школах и детских садах, молодежь устраивает костюмированные вечеринки в карнавальных костюмах, готовят Оменташен и дарят вкусные подарки, выпивают и веселятся.

В преддверии праздника желаем вам радости и веселья, чудес и баланса между рациональностью и легкомыслием!

 

 

Видео с праздника Комедия дель Пурим, 2012г.

 

8 березня 2016

Поділіться сторінкою в соцмережах:



  Закрити  
  Закрити