Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

... 1

Медицина за счет громады: Как Ивановская ОТГ на Винниччине строит новую сельскую амбулаторию - читати далі...

17 березня 2019

Іванівська ОТГ на Вінниччині будує нову амбулаторію власним коштом - читати далі...

15 березня 2019

Запитання
фамилия Дембо

Відповідь
-

8 лютого 2019

Запитання
Дембо


Відповідь
-

1 лютого 2019

В Іванівській ОТГ на Вінниччині будуватимуть міст через Буг (ФОТО) - читати далі...

21 грудня 2018

У с. Іванівка до Дня Незалежності відкриють спортивний майданчик - читати далі...

12 серпня 2018

В Іванівській ОТГ модернізують свиноферму за сучасними технологіями: худобу возитимуть з Данії - читати далі...

5 серпня 2018

Зник чоловік з Іванівки. Допоможіть у пошуках! (ФОТО) - читати далі...

16 квітня 2018

Представники Іванівської ОТГ дізналися, як знайти роботу - читати далі...

1 квітня 2018

Безверхній Віктор, користувач 1ua
Віктор Безверхній





                 РЕЗНИК  Леонид  Александрович                       
                 ВОСПОМИНАНИЯ ПО ДОРОГАМ    МОЕЙ ЖИЗНИ
                   (Размышления и выводы)
                   (Выдержки)
Вместо предисловия.
К своему 70-летию я завершил очень важную для меня работу – написал книгу  «Воспоминания по дорогам моей жизни». В предисловии к книге «Воспоминания по дорогам моей жизни», которое я назвал  «Было местечко Янов, где я родился», были использованы архивные материалы, которые мне прислала двоюродная сестра Анна и воспоминания родных……
               Местечко Янов на Подолье.
Мои родители из очень древнего местечка ЯНОВ Калиновского района Винницкой области Украины. Местечко имеет богатую многовековую историю. Оно жило  интересной, бурлящей жизнью вплоть до самой оккупации немецкими войсками в июле 1941 года. Большую часть своего исторического пути оно прошло под названием местечко ЯНОВ. И только в 1946 году  было переименовано в село Иванов. Однако старое название сохранилось в памяти народа. Старые люди помнят и знают ЯНОВ, а не Иванов. Тот самый ЯНОВ, который славился своими ярмарками и шумными базарами, пьяными корчмами и многочисленными крамницами.
История любого населенного пункта начинается со времени его возникновения. На территории местечка Янов издавна селились люди. Здесь найдены следы древних поселений черняховской культуры и старорусских времен. Этот район в бассейне реки Южный Буг и левобережья Днестра (территория современной Винницкой и Хмельницкой областей) исторически называлось Подольем.
Свое название ЯНОВ, по легенде, получил от местечка Янивка, которое находилось на правом берегу реки Южный Буг в 30 километров от замка пана  и насчитывало 16 домов.  Однако по причине набегов татар оно перекочевало на левый берег. В первой половине 12 столетия местечко было разрушено татарами. Поэтому в документах также встречаются названия «Старый Янов» и «Новый Янов».
Впервые в описи Винницкого замка в 1552 году упоминается городище Янивстка. На генеральной карте Украины, Боплана, и документах того периода это место названо, как «новый град ИОАНОВ». Встречается и название Новый Янов.
Янивстка издавна  принадлежало польской фамилии Холоневских. Основоположником этого графского рода был Петро Мишица, который еще в 1394 году получил от польского короля Казимира село Холонев. Поэтому его наследники стали называться  холоневскими.
С 1545 года им владел польский пан Стрижавский. 
Для получения права на постоянное проживание в этих районах Подолья польская шляхта выторговала разные вольности и свободы. В 1578 году польский король Стефан Батория в своей Грамоте дал Гневошу Стрижавскому право «основания города в имении его Янов Браславского воеводства». Село получило статус местечка. Оно принадлежало к категории приватных, особых, частных. Тут разрешено было построить замки  для защиты окрестных сел и местечек на случай нападения врагов,  проводить два раза в год ярмарки, на праздник Святого Николая и Трех королей, а население должно было «выпивать, торговать, покупать, платить налог от товаров своих так же, как и в наших имениях» и «иметь в домах своих корчмы разные, медовые, пивные, водочные и иное  всякое питье», а «торговлю каждую  неделю в пятницу». Интересно, что на протяжении больше, чем 400 лет традиция проведения базаров в пятницу сохранилась и лишь недавно местная власть перенесла базары на субботу.
Строительство замка, которое началось в 1578  году, было закончено в 1596 году, т.е. почти через 20 лет. Раздельно название Старый Янов и Новый Янов встречается до 1596 года.  В этот год Гневош Стрижавский переселил людей из своего Старого Янова с «разным скарбом» в Пикивский маеток (хутор) своего сына Федора и продал Старый Янов князю Ружанскому. С 1624 года местечко Янов принадлежало пану Братковскому и имело 59 домов.
С 1692 года по 1694 год Подолье было захвачено турками. Период турецкой оккупации получил название «Руины». Так отразилось это лихое время в народной памяти. Среди мест Подолья, которое пострадало наиболее жестоко, был и Янов.
В начале 18 столетия на Правобережной Украине развернулось мощное антифеодальное движение, которое позже вылилось в вооруженное восстание против помещиков. В 1703 году в местечке Янов восстали мелкие торговцы и ремесленники.
В 18 столетии Янов становится местом резиденции графов Холоневских. С 18 столетия Янов стал одним из наиболее крупных торговых местечек Подолья. Именно в этот период построена местная ратуша с вышкой и часами. Ратуша существовала до самой Великой Отечественной войны. Развивается ремесленническое производство. Среди ремесленнических цехов – резников, гончаров и других, наибольшим спросом был цех сапожников. Жизнь ремесленников была строго регламентирована традициями и обычаями. Так, перевод подмастерья в мастера сопровождался специальным обрядом. Большинство сапожников жили в районе местечка – Постолови. Носили сапожники особый наряд зеленого цвета. Особым почетом пользовались работы яновских ткачей. Их материалы, ткани и покрывала не уступали качеством тканям, изготовленным в Гданьске. Яновские ремесленники были постоянными участниками ярмарок в Виннице и Киеве, где они продавали часть своих товаров.
Права местечка Янов получил вновь в 1750 году и от короля  Августа Ш.
Основателями католицизма в Янове и окрестных селах стали построенные в местечке в 1754 году на деньги Соломии Холоневской монастырь и костел. Одновременно с ними был построен и новый замок, который стал резиденцией графов Холоневских.
В 1765 году в местечке Янов проживало 795 евреев.
После третьего передела Польши (1795 год), когда Подолье с центром Львов частично вошло в состав Российской империи, начинается новый период местечка.
Архивные источники этого периода о местечке Янов сообщают следующее:
«Янов находится в 30 верстах от уездного города Винницы. Через все местечко проходит почтовая дорога. Центральная часть местечка занята еврейскими жилищами. Посредине находится базарная площадь, на которой, в качестве гостиничного ряда, сохраняются остатки четырехугольной ратуши. На краю этой площади, при въезде в местечко с западной стороны, помещается усадьба Холоневского с дворцом в виде замка и примыкающей к нему римско-католическим костелом. Часть местечка, расположенная на возвышенном берегу реки Синводы, носит название «Царской горы», потому, как говорит народное предание, некогда, во время польско-турецкой войны, здесь стоял лагерем один из польских королей.
Янов издавна принадлежал польской фамилии Холоневских и в прошлом столетии стоял во главе целого (Яновского) ключа их владений. Был здесь укрепленный замок с башнями. В 1802 году в местечке родился выдающийся польский поэт и публицист Стефан Витвицкий. В Варшаве он познакомился с Шопеном. Меж ними возникла крепкая дружба, которую каждый из них пронес через всю свою жизнь. В 1801-1805 г.г. в Янове существовала хасидская типография, где кроме хасидской религиозной литературы издавали еврейские грамматики. В 1805-1817 годах в местечке Янов существовала типография, где, наряду с польскими, печатались и раскольнические книги для старообрядцев. Ее организатором был киевский купец Константин Количев. В 1817 году типография решением Кабинета министров была закрыта.
Долгое время местечко Янов входило в состав Винницкого повета. Цеховое деление среди ремесленников местечка Янов сохранилось в некоторой степени и до сих пор: делятся они на три главные категории – сапожников,  горшечников и свинобоев. Эти цехи составляют особого рода касты, которые стараются не смешиваться с людьми других званий и сохраняют известные особенности в одежде и уборах. Кроме указанных промышленников, большинство православных прихожан состоит из крестьян, которые занимаются преимущественно земледелием.
Всех православных в приходе насчитывается в настоящее время около 3000 душ; католиков около 400 душ; больше всего здесь евреев: в 1882 году в местечке Янов было 2 синагоги; в 1887 году в местечке было 2220 евреев, одна синагога и два еврейских молитвенных дома. Церковная школа в местечке появилась в 1867 году, но затем с 1871 года она была преобразована в министерское одно-классное народное училище. В 1897 году была открыта школа грамоты для девочек».
Так в архивных материалах написано о местечке ЯНОВ в конце Х1Х века.
В конце Х1Х столетия началось бурное развитие местечка. Значительно росло население. В 1893 году оно составило 2356 человек, в 1905 году было уже 5250  человек. Торгово-экономическое значение местечка возросло с прокладкой в 1900 году узкоколейной железной дороги от станции Бердичев до местечка Янов и продолжением ее от станции Янов до станции Калиновка. Один из малых участков дороги проходил через земли графа Холоневского, который разрешил строить дорогу при условии, что станция будет названа его именем. Это условие было принято и до сего дня станция в местечке Иванов называется Холоневская. Движение было открыто 20 июня 1900 года. Местные жители вначале боялись ездить новым видом транспорта, поэтому первый рейс был сделан для рекламы безопасности.
Грянула Гражданская война. В районе было не спокойно. В 1919-1921 годах в местечке часто менялась власть. В местечко входили то банды Махно, то Петлюры, то Маруси. Часто проходили погромы. Об этом времени мне подробно рассказывала мама. Жители местечка поняли, что им не на кого надеяться, защищаться надо своими силами. В местечке был образован отряд самообороны, способный противостоять  бандам и погромщикам.  Но силы были неравны. В бою с бандой Маруси часть отряда погибла, других арестовали и держали в сарае под охраной. Среди арестованных был и мой будущий отец. Арестованных спасли отряды Красной Армии.
Местечко Янов в 20-30 годах прошлого века на  всю мощь расправило свои силы, раскрыло свои возможности. По-прежнему, местечко славилось на все Подолье ремесленниками: швеями, бондарями, жестянщиками, балагурами – весельчаками, ярмарками, на которые собирались люди со всех ближайших поселков. Украинцы, евреи, поляки, русские жили одной дружной семьей. Наряду с артелями, лавочками, хорошо работал еврейский колхоз «Хлебороб», который собирал богатый урожай. Яновчане работали на железнодорожной станции, на лесопильном заводе. Но главным делом для них было кустарно-ремесленнический промысел. Во второй половине 20-х годов по национальному составу местечко Янов было типичным для таких категорий населенных пунктов. В 1929 году здесь проживало 6481 человек,  из них евреев 619 человек…..
С началом 30-х годов на Украине была страшная разруха, неурожай, голод косил целые деревни и поселки. Политика ускоренной и сплошной коллективизации привела к трагедии на богатейшей земле Украины. Миллионы людей умирали, миллионы людей уезжали…...
 
Скопировано из http://leonid-70.nar...

31 травня 2015


... 1


  Закрити  
  Закрити