Форум Щорса

Теми для публікацій та розмов


История
17 лютого 2009 (http://schors.ru.gg)

Мешканці м. щорс.
8 серпня 2008 (Народилася у цьому місті)

Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

1

Ip: 93.72.154.12 Тема: История

[b]История города в документах, воспоминаниях и на страницах литературных произведений[/b]

«Наш город – это север Черниговской губернии, рядом Могилевская и тут же Орловская и Брянская, к тому же это большая железнодорожная станция, хотя это было при царизме, который, как нам известно, угнетал все народы, а еврейский в особенности, люди у нас жили не одним воздухом, люди были с профессией, с положением: кожевники и возчики, ремесленники, сапожники. Возле города – сосновый лес, целебный для людей вообще, а для лёгочников особенно. Тут же речка с прекрасным песчаным пляжем. Райское место! Летом наезжали дачники из Чернигова и Киева, из Москвы и Петербурга» - так Анатолий Рыбаков описывает Щорс в романе «Тяжелый песок». Описание города датируется 1909 годом. Действительно ли наш город был таким, как показано на страницах произведения? Обратимся к архивным документам. Ещё в первой половине ХІХ столетия, местность, где сейчас расположен г. Щорс, была безлюдной, покрытой густыми сосновыми лесами, лугами, которые по весне заливала река Сновь. Последняя брала своё начало в соседней России и протекала среди наших дремучих лесов. В письменном источнике ХІІ века «Житие и хождение Даниила, Русской земли паломника» наша речка по красоте и природным характеристикам приравнивается к священной реке Иордан, к берегам которой добрался Даниил: «А Иордан-река течет быстро, берега же имеет по ту сторону крутые, а по эту пологие, вода…же сладкая для питья. Во всем похож Иордан на реку Сновь – и по ширине, и по глубине, и извилисто течет, и быстро очень, как Сновь-река…Прибрежные луга Иордана, как у Снови-реки. Зверя много и свиньи дикие без числа»… Территория города начала заселяться с 60-х гг. ХІХ века. Этому положил начало смоленский крестьянин Корж. Согласно легенде, после реформы 1961г. он вместе со своей семьёй (женой и сыном) отправился на поиски свободных плодородных земель. Сначала они шли пешком, потом плыли по реке на плотике. Так они добрались до Черниговской земли, где и решили поселиться, основав хутор Коржовку. 70-е годы ХІХ в. - время подъёма железнодорожного строительства в России. Между Бахмачем и Гомелем, где был основан хутор Коржовка, было решено построить депо и железнодорожную станцию. Это сыграло решающую роль в дальнейшем развитии как хутора, так и местности в целом. Уже в октябре 1873 года объекты были запущены в действие. Станцию построили на южном берегу реки и назвали «Сновская», а движение через неё было открыто в январе 1874 года. С этих пор Коржовка стала быстро разрастаться – сюда переселялись крестьяне из ближайших сёл, приезжали рабочие из Беларуси, России, Литвы и Польши. Из документов от 26 апреля 1892 года о Коржовке мы узнаём, что она относится к Великощимельской волости Городнянского уезда Черниговской губернии и «стоит на землях казённых крестьян деревни Носовки и деревни Гвоздиковки. Поселение находится при линии железной дороги, при торговом тракте и почтовом отделении, при реке Сновь». Также известно, что в Коржовке было «180 дворов. Всех жителей: мужчин 509, женщин 482». Жилые постройки были смешаны с такими же постройками жителей станции Сновск. Имелись 2 еврейских молитвенных дома и 1 больница. Кроме этого, были 2 лесопильных завода, 30 торговых лавок, торговый и ярмарочный ряд, 3 постоялых двора, 4 питейных дома и 2 пивные лавки. 

[b]Возникновение рабочего посёлка Сновск[/b]

В конце 90-х годов хутор уже насчитывал 199 дворов. Кроме Коржовки, при железнодорожной станции возник рабочий посёлок Сновск. Точная дата его основания не установлена, но считается, что это приблизительно 1870 год, когда здесь поселились первые рабочие – строители. Как Коржовка, так и Сновск, росли количественно за счёт людей, приезжавших на строительство железнодорожных объектов (на работу в депо), а также за счёт кустарей-торговцев. Рыбаков описал это в своём романе: «…многие помнят, что здесь творилось, когда строилась Либаво-Роменская и Киево-Воронежская железные дороги, они пересекались в Бахмаче… Народу понаехало – тьма! И просто мужики, и техники, и инженеры, и подрядчики, и купцы, и поставщики, и агенты…» Из документов от 12 апреля 1898 года узнаём о Сновске следующее: 1. Сновск – железнодорожная станция. 2. На казённой земле. 3. При линии железной дороги, при почтовом и торговом трактах. 4. При реке Сновь. 5. 20 домов. 6. Всех жителей: мужчин 225, женщин 175. 7. Жилые постройки смешаны с постройками жителей д. Коржовки. 8. Имеются железнодорожная станция, почтовое отделение. 9. Паромная переправа. 10. Имеется мастерская при Сновском депо. В конце 90-х годов Сновск и Коржовка объединились и стали называться посёлком Сновск. А.Рыбаков написал в романе: «Население нашего города было смешанное, но дружное; жили в мире русские, украинцы, белорусы, евреи; тут же, неподалёку, часть немецких сёл, предки этих немцев, родом из Франкфурта-на-Майне, были заселены здесь Екатериной Второй. А на железной дороге, в депо, работали поляки, высланные сюда после восстания 1863 года. Население пёстрое, но вражды, национальной розни - никакой». В архивах есть воспоминания старожила нашего города Воробья Николая Максимовича (умер в 1996 году на 102 году жизни). Вот как он пишет о нашем городе: «Наш город возник как пристанционный рабочий посёлок в начале 70-х гг. ХІХ в. ( в 1874 году открылось железнодорожное движение) и состоял всего из нескольких улиц, заселённых рабочими, строившими железную дорогу, мелкими ремесленниками и служащими. Улиц четыре: Великощимельская (ныне улица Шевченко), Большая Алексеевская (ныне улица Ленина), Старопочтовая (ныне Свердлова), Новобазарная (ныне Щорса). Улица Песчаная (ныне Розы Люксембург) только намечалась. Большая Алексеевская и Новобазарная – первые улицы нашего города. Новобазарная получила свое название от базара, расположенного на небольшой поляне в конце улицы. Рядом была возведена в 90- годах церковь святого Николая». В романе читаем: «Но в нашем городе не было церкви. Представьте себе! Молиться ходили в соседнюю деревню Носовку. Собирали, конечно, пожертвования на храм Божий, их собирали бы еще лет двадцать. Что делает дедушка? Он заставляет Циммермана, богатого торговца строительным материалом, Алешинского, владельца скобяного магазина, и других купцов отпустить материал на строительство церкви… И церковь была построена». Н. Воробей: «К этому времени относится и постройка большинства домов на улице. В 1894 году был построен домик Щорсов. Он был ближайшим к базару, от него по направлению к депо выстроились дома машинистов Савенко, Радзевича, Полуйко. Это были первые жители нашего города. Улица была людная и оживлённая. По вечерам собиралась молодёжь, устраивались игры, слушали песни. Напротив Базарной площади местный предприниматель Заворотнов построил двухэтажный дом. На первом этаже этого дома располагался винный магазин, на втором этаже две квартиры, которые сдавались в наём. Особенно улица оживлялась в базарные дни – четверг и воскресенье. На соседней площади, среди леса, (сейчас это район «Пяти Углов») торговали лошадьми и скотом. На этом же месте раскидывал свой шатёр приезжающий сюда цирк. На месте нынешнего Сельхозуправления находилась кузница Рахлина – деда будущего широко известного музыканта и дирижера Натана Рахлина». Процветали в посёлке и частные предприятия, особенно те, что занимались заготовкой и обработкой древесины. «В городе есть состоятельные люди, богатые торговцы, даже купцы второй гильдии, есть паровозные машинисты и люди интеллигентного труда» (А. Рыбаков). В Сновске было два частных лесопильных завода (которые принадлежали Холодняку и Рахлину), мыловарни, паровая мельница, частный ресторан Булденка, частный дом домовладельца Заворотнова, комнаты в котором сдавались в наём; парикмахерская Аронова, два фотоателье – Морозовского и Фрейдкина. В романе читаем: «… и когда понадобилось поправить прическу, то явился Бернард Семенович, а это был галантнейший парикмахер во всей губернии… Таким парикмахером гордился бы и Париж, а Париж, как известно, законодатель мод и дамских причесок…» И далее у Рыбакова: «Был у нас такой богач Фрейдкин, имел лучшее дело. Жил широко, на свадьбе его сына впервые появился автомобиль, специально выписал его из Чернигова или из Гомеля, не знаю уже откуда, любил пустить пыль в глаза. Но как всякий богач, был прижимист. Бедняки покупали у него муку, выпекали хлеб, халу и продавали на базаре…» Также в этот период в Сновске проживало много мастеров-кустарей: закройщиков, швецов, медников. Были булочные, чайные, скобяные лавки. Было два оркестра – железнодорожный и еврейский, которым руководил отец Н. Рахлина – Григорий. А. Рыбаков описывает это в своей книге так: «Танцплощадка была у нас в саду, при железнодорожном клубе. В будни танцевали под радиолу, а в субботу и воскресенье играл духовой оркестр…»

[b]Из истории отдельных сооружений города[/b]

Под влиянием документально подтверждённых сведений, воспоминаний и впечатлений разных людей родной город ярко вырисовывается в воображении. Жаль, что в архиве не нашлось карты Сновска конца ХІХ – начала ХХ столетия. Могучий сосновый лес окружал городок с севера и юга. Небольшие улочки и переулки правильными лучами разбегались от площади в сторону леса. А речка Сновь сновалась зелеными лугами (отсюда – Сновь). В центре современного города привлекает внимание сооружение, в котором сейчас расположен городской совет. Этому зданию уже более ста лет, и построено оно было как первый банк города. И за обычной вывеской «Щорская районная библиотека» также хранится столетняя история – раньше здесь была синагога, ведь в Сновске жили не только украинцы и русские, но и евреи. Сохранилось и здание первой почты, где уже с 1903 года работал телеграф. Сейчас это – обычный жилой дом на одной из наиболее старых улиц – улице Щорса. В начале ХХ века в нашем городе был и сиротский дом. Сейчас здесь современный магазин, и некоторые из его посетителей даже и не подозревает о том, какая у этого сооружения история. Побродите по улицам, и вам покажется, что город разговаривает с вами, рассказывает вам о своём прошлом, оставляя при этом много нераскрытых тайн. Одна такая загадка встречается в одном из дворов на Красноармейской улице. Хозяйка показывает удивительную брилу, отёсанную, правильной прямоугольной формы. По словам прадеда этой женщины, камень уже лежал на этом месте в 1900 году (тогда хозяин начал строить свой дом). Выкопать его было невозможно, настолько крепко и глубоко он «врос» в землю. Не могли его сдвинуть и в 1935 году, когда захотели использовать его в качестве постамента для памятника Ленину. И по сей день этот камень, немой свидетель прошлого, продолжает лежать во дворе. Можно допустить, что он мог быть заложен во время основания города, как знак и символ его начала. Эту версию поддерживают историки и краеведы. Одним из самых старых сооружений города является локомотивное депо «Щорс», которому в 2005 году исполнилось 135 лет. В архивной справке с подписью директора Центрального государственного архива СРСР И.М. Фирсова читаем: «В фонде Техническо-инспекторского комитета железных дорог Министерства путей сообщения, в журнале освидетельствования участка Либаво-Роменской ж./д. от станции «Зябровка» до станции «Бахмач» от 15-22 октября 1873 года указывается готовым к эксплуатации паровозное здание на 9 паровозов на станции «Сновская». В начале ХХ века депо было самым большим промышленным объектом. По данным того же Центрального государственного исторического архива, в 1910 году к депо было приписано 92 паровоза, а количество работающих составляло 160 человек: 129 мастеровых и 31 чернорабочий. Заработок мастерового в день составлял 0,91 коп., а чернорабочего – 0, 63 коп. По данным от 1 июля 1924 года в депо работало уже 600 человек! Здесь делали средний и текущий ремонт паровозов, помимо этого работали токарный, котельный, медницкий и другие цеха. В 30-е годы депо было реконструировано, и сюда были присланы более мощные грузопассажирские и грузовые поезда, а также поезда-тендеры. Среди них был и поезд СО, названный именем одного из советских руководителей тех времен – Серго Орджоникидзе. Со временем устанавливалось полуавтоматическое оборудование, вводились новые методы работы. Какой бы не была сегодня оценка исторического прошлого, фактом остаётся то, что в 1917 году именно работники депо спасли от разрушения железнодорожный мост через реку Сновь. Об этом можно узнать из материалов мемориального музея Н. О. Щорса и музея локомотивного депо. А бывшие работники депо, фронтовики, вспоминают начало войны – 22 июня 1941 года. В августе 1941 года машинист Николай Крымский совершил героический подвиг – он отцепил от эшелона с боеприпасами вагоны, которые вспыхнули во время вражеского бомбардирования станции Чесноковка. Юноша погиб, но станция и село, улицы которого тянулись вдоль железной дороги, остались невредимыми. Именем отважного машиниста была названа одна из улиц нашего города. Меняются времена, но депо продолжает работать. Сейчас рядом с депо находится база запаса локомотивов Юго-Западной железной дороги. Она является и своеобразным музеем, ярким рассказом истории отечественного транспорта. Вообще, это неповторимое, с исторической точки зрения, предприятие Юго-Западной железной дороги. И ему, единственному на Украине, выпала почётная обязанность быть базовым по ремонту паровозов, которые используются на магистралях государства. На Украине создан центр делового сотрудничества «Джерело», который практикует паровозный туризм. Именно по заказу этого центра щорские локомотивники готовят поезда для экскурсий. Жемчужиной города, по-прежнему, остаётся лес. Сегодня он «заходит» в сам город, но, к сожалению, последний, всё больше подминает под себя лесные территории. А старая река Сновь, как и раньше, несёт свои воды в Десну. Летом она цветёт белыми и жёлтыми лилиями, а плакучие вербы купают свои ветви в её водах. В таких местах время как будто замирает, соединяя при этом прошлое и современность родного города.

Источник [url=http://schors.ru.gg][b] Щорс - любимый город[/b][/url]

17 лютого 2009


1


  Закрити  
  Закрити